В автошколах движению задним ходом на легковом автомобиле с прицепом не учат, восполнять этот пробел и осваивать технику езды вам придется самостоятельно.
Почему все так сложно
У многих водителей, освоивших движение на задней передаче без прицепа, выполнение аналогичных маневров, но с «хвостом» вызывает существенные затруднения.
На первых порах очень трудно предугадать, как будет себя вести прицеп и куда станет поворачивать в ответ на работу рулевым колесом в ту или другую сторону. Усложняет маневрирование и ограниченность обзора при движении задним ходом.
К тому же, наехав одним колесом на неровность дорожного покрытия (выбоину или камень), прицеп может резко изменить траекторию своего движения, иногда двигаясь в противоположную от необходимой сторону.
Кинематика движения задним ходом
В случае, когда продольные оси автомобиля и прицепа находятся на одной линии, а управляемые передние колеса машины расположены прямо, при движении на задней передаче траектории, по которым будут перемещаться автомобиль и прицеп, совпадут, то есть и автомобиль и прицеп будут двигаться прямолинейно (1).
Если же повернуть рулевое колесо вправо, автомобиль начнет двигаться по кривой, при этом его задняя часть станет смещаться вправо, а передние колеса будут спрямлять траекторию, также перемещаясь в правую сторону.
Совсем иначе поведет себя прицеп. Усилие, передаваемое ему от машины через прицепное устройство начнет поворачивать его в сторону, смещая переднюю часть вправо, а заднюю – влево (2).
При повороте рулевого колеса влево автомобиль станет описывать дугу, поворачивая влево, при этом прицеп, наоборот, начнет сворачивать право (3).
Заезд задним ходом в гараж или в ворота
Эти особенности кинематики прицепа необходимо учитывать, выполняя заезд в ворота задним ходом. Если выполнение такого маневра без прицепа вызывает трудности лишь у совсем «зеленых» автомобилистов, то правильно заехать в ворота с прицепом с первого раза удается далеко не всем опытным водителям.
Расположив автомобиль с прицепом на одной линии параллельно створу ворот справа от них и преодолевая инстинктивное желание повернуть руль вправо, поверните рулевое колесо влево и начинайте движение на задней передаче.
Прицеп начнет смещаться назад и вправо, а автомобиль – назад и влево.
Выполняя маневр, работайте рулем аккуратно, избегая слишком большого угла поворота передних колес.
В противном случае произойдет «складывание» прицепа и его касание заднего крыла машины, с последующим повреждением кузова автомобиля.
Выверните колеса вправо и продолжайте движение задним ходом по дуге, направленной к воротам, в которые требуется заехать.
В момент, когда прицеп займет положение, при котором он будет направлен ровно в створ ворот, выровняйте передние колеса.
Автомобиль станет двигаться прямо, а прицеп будет описывать дугу большого радиуса.
Когда прицеп приблизится вплотную к воротам, выверните руль вправо.
По мере проезда прицепом створа ворот либо выравнивайте передние колеса и завершайте маневр, либо продолжайте движение задом, продолжая маневрировать.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!