Чтобы в темное время суток не слепить водителей встречного транспорта светом фар, проверьте правильность их регулировки, а при необходимости – подкорректируйте.
Оптика автомобиля, сошедшего с заводского конвейера, изначально отрегулирована, однако в процессе эксплуатации машины, вследствие замены оптических элементов, ремонта передней части кузова, замены пружин, стоек или рычагов подвески возникает необходимость ее корректировки.
Естественно, лучше всего доверить эту процедуру профессионалам из автосервиса, имеющим и специальное оборудование, и опыт выполнения подобных работ. Если же такой возможности нет, регулировку света фар можно выполнить и самостоятельно.
Чтобы заново не выполнять регулировку фар после приведения давления в шинах в норму, перед началом работ убедитесь в том, что все шины накачаны до нужного состояния.
Разметка стенда
От точности выполнения разметки стенда зависит конечный результат вашего мероприятия, поэтому отнеситесь к этой процедуре максимально ответственно и аккуратно.
Замерьте расстояние по горизонтали между центрами фар и высоту их расположения над землей, после чего перенесите результаты измерений на импровизированный стенд, в качестве которого подойдет любая вертикальная поверхность (ворота гаража, стена или сплошной забор) с идеально ровной горизонтальной площадкой возле нее.
Чтобы не мучиться с измерениями, можно поступить проще – подъехать вплотную к импровизированному стенду и включить фары, после чего отметить на его поверхности центры образовавшихся световых пятен.
В качестве разметочного материала можно использовать любые подручные средства: мел, малярный скотч и т. д. Главное чтобы его было хорошо видно, поскольку, как вы уже догадались, корректировка фар выполняется в темное время суток.
Обозначив центры фар точками А и В, через них необходимо провести прямую линию. Она должна получиться строго горизонтальной, обозначьте ее буквой m.
Посредине между точками А и В проведите вертикальную линию n. Точку ее пересечения с линией m обозначьте точкой С.
Проведите линию p, параллельную линии m, разместив ее ниже на 5-12 см. Более точное значение отступа можно найти в описании конкретной модели автомобиля.
Если таких данных нет, отступите вниз на 7-8 см. В месте ее пересечения с вертикальной осевой линией n поставьте точку D.
Через точки А и В проведите вертикальные линии, места их пересечения с линией p обозначьте буквами E и F.
В результате проделанной работы на вашем стенде должен появиться чертеж такого вида (за исключением букв, они нужны для упрощения описания зоны освещенности).
Регулировка
Для правильной регулировки фар расположите автомобиль так, чтобы он был строго перпендикулярен поверхности проверочного стенда, а его осевая линия совпадала с осевой (n) линией стенда.
На каком расстоянии от стенда размещать машину, если в разных источниках указываются значения от 5 до 7 м?
Угол наклона фары (или светового) пучка современных автомобилей составляет около 1%. Это означает, что светотеневая граница при удалении от фары опустится на 1 см.
Следовательно, при разбросе расстояний в 2 м разность высот светотеневой границы будет составлять около 2 см, что не является большой погрешностью, учитывая тот факт, что регулировка выполняется в домашних условиях.
Включив ближний свет фар, поочередно закрывайте оптические элементы любым подручным непрозрачным материалом.
Поворачивая регулировочные винты, расположенные на тыльной стороне фары, изменяйте ее положение по горизонтали и вертикали, а значит, и направление светового пучка.
Правильной настройкой света фар считается такое их положение, когда освещаемая ими область соответствует закрашенной желтым цветом геометрической фигуре на вышеприведенной схеме.
На этом регулировка для фар с совмещенной оптикой закончена.
Если же у вашего автомобиля оптика раздельная (фары ближнего и дальнего света выполнены в виде отдельных устройств), выключите ближний свет, включите дальний и аналогичным образом выполните регулировку, добившись того, чтобы центр пучка света находился точно на линии m.
Используя изготовленный стенд, можно проверить правильность настройки еще и противотуманных фар. Их положение должно быть таким, чтобы светотеневая граница проходила на 1-2 см ниже линии p.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!