При разгоне автомобиля, во время переключения с низшей передачи на высшую, возникают провалы и толчки? Тогда эта публикация – для вас.
Когда нужно переключаться
Основное правило, которое нужно усвоить – переключение на высшую передачу следует выполнять по достижении двигателем значения скорости вращения его коленчатого вала примерно равного 3500 оборотов в минуту.
Почему именно так и не иначе? Ответ прост –крутящий момент двигателя (и его ускорение) возрастает лишь до момента, когда его обороты достигнут значения около 4000 об/мин.
С увеличением скорости вращения коленвала свыше 4000 оборотов в минуту увеличения крутящего момента не происходит, а по достижении частоты в 5000 об/мин и выше крутящий момент двигателя начинает стремительно падать, несмотря на высокое потребление топлива и развиваемую чуть ли не максимальную мощность.
Верится с трудом? Тем не менее, это так.
Сомневающимся рекомендуем ознакомиться с внешней скоростной характеристикой любого двигателя, представленной в виде графика, где кривая значений крутящего момента с увеличением оборотов сначала стремительно растет, потом некоторое время остается практически неизменной, а затем уверенно опускается вниз.
Внешние скоростные характеристики разных двигателей могут несколько отличаться одна от другой, однако суть вопроса это не меняет – переключение на высшую передачу следует выполнять при оборотах двигателя примерно 3500 об/мин.
Техника работы педалями и рычагом КПП
После набора двигателем необходимых для повышения передачи отпустите педаль акселератора, одновременно с этим выжимая педаль сцепления. Не дожидаясь момента, пока педаль сцепления коснется пола, выключите текущую передачу.
А теперь внимание! Чтобы дать синхронизаторам коробки передач время на уравнивание скоростей вращения шестеренок, после выключения передачи задержите рычаг КПП в нейтральном положении примерно на полсекунды-секунду.
Это не значит, что требуется переведение рычага в центральное положение нейтрали. При переключении с первой скорости на вторую достаточно зафиксировать его в левом нейтральном положении, между первой и второй скоростями.
Включив повышенную передачу, отпустите педаль сцепления для восстановления связи между двигателем и трансмиссией.
Некоторые водители во время выполнения этой операции допускают ошибку, удерживая педаль сцепления нажатой в течении некоторого времени после включения высшей передачи или отпуская ее слишком медленно.
За это время обороты двигателя существенно уменьшатся и после включения сцепления из-за разности скоростей вращения ведущего и ведомого дисков машина неизбежно «клюнет носом».
Чтобы этого не происходило, отпускать педаль сцепления следует в одно движение, не ловя момент «схватывания», как при трогании с места. Это действие выполняется за счет плавного отпускания педали без потери ее соприкосновения с ногой.
Иначе говоря – нога должна лишь сопровождать педаль, не препятствуя ее возвращению в исходное положение под действием возвратной пружины.
Для продолжения движения останется лишь плавно надавить на акселератор, придавая автомобилю ускорение.
Предвкушая вполне закономерный вопрос о том, сколько времени должно уходить на процедуру переключения передачи вверх, отвечаем: ровно столько, сколько нужно для того, чтобы обороты двигателя упали с 3500 об/мин до 2500.
Разобравшись с правильным повышением передач, уделите внимание также и грамотному переключению передач вниз.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!