Механизм сцепления используется во время езды на автомобиле считанные секунды, но и в эти мгновения им нужно пользоваться умело, грамотно и аккуратно.
Принцип работы механизма сцепления
Механизм сцепления служит для соединения коленчатого вала двигателя с первичным валом коробки передач, при этом плавное включение сцепления обеспечивается кратковременным взаимным проскальзыванием его рабочих дисков.
Во время движения автомобиля ведущая и ведомая части сцепления плотно прижаты и вращаются с одной скоростью, практически представляя собой единое целое. При этом крутящий момент коленчатого вала через маховик (1) посредством ведомого диска сцепления (2), прикрытого корзиной (3), передается к первичному валу коробки передач.
В момент нажатия на педаль сцепления, выжимной подшипник (4), перемещаясь по направляющей втулке, нажимает на диафрагменную пружину корзины, которая прогибается на опорных кольцах. В результате нажимной диск отводится от ведомого диска и передача усилия вращения от двигателя к коробке передач прекращается.
При отпускании педали сцепления все происходит с точностью до наоборот: все детали механизма сцепления возвращаются в исходное положение под действием пружин.
Трогание с места
Во время трогания с места выжмите педаль сцепления до упора, включите передачу и начинайте плавно отпускать педаль. Почувствовав, как обороты двигателя передаются через диски сцепления коробке передач (по появляющейся еле уловимой вибрации), на долю секунды задержите ногу на педали сцепления, одновременно с этим, правой ногой немного «добавьте газу», а затем плавно, но и без ненужных пауз, отпустите педаль сцепления.
Если педаль отпустить быстро («бросить сцепление»), ведущий и ведомый диски соединятся очень быстро, крутящий момент от двигателя будет моментально передан к неподвижному валу коробки передач, вследствие чего как механизмы коробки и трансмиссии, так и сцепления будут испытывать состояние удара, что чревато их поломками.
Если же педаль отпустить слишком плавно, излишне долго удерживая ее частично нажатой, ведомый и ведущий диски сцепления будут длительное время вращаться с пробуксовкой, что приведет к преждевременному износу их фрикционных накладок.
Работа сцеплением в пробках и на светофоре
Очень часто водители, стоящие в пробках, чтобы избежать постоянных переключений с нейтральной передачи на первую и обратно, держат постоянно включенной первую передачу, а режим движения регулируют, то выжимая педаль сцепления и удерживая ее в нажатом положении, то отпуская ее.
Похожая картина наблюдается и на светофорах. Подъехав к светофору и ожидая зеленого сигнала, многие не выключают передачу, а вместо этого утапливают педаль сцепления в пол и удерживают ее, а когда приходит время трогаться, ее отпускают.
Что происходит при длительном удерживании педали сцепления в нажатом положении? Страдает выжимной подшипник, не рассчитанный на продолжительное свободное вращение, в экстремальных условиях работают лепестки корзины, принимающие на себя усилие пружин. В результате выходят из строя и подшипник, и пружины, и лепестки.
Торможение сцеплением
Использование неполного выжимания сцепления с целью торможения – такая же вредная привычка, как и описанные ранее.
Длительная пробуксовка ведущего и ведомого дисков закончится износом фрикционных накладок с сопутствующим характерным запахом горелого, недаром на автомобильном жаргоне это называется «сжечь» сцепление.
Застрявший в бездорожье автомобиль
Точно так же можно сжечь сцепление, пытаясь выбраться завязшим автомобилем из грязи или снежного сугроба.
Постоянными перегазовками с ритмичными неполными включением и выключением сцепления выбраться из плена бездорожья может удастся, а может и нет, зато ремонт после таких нагрузок автомобилю понадобится наверняка.
Берегите сцепление, не допускайте его резких бросков, излишне затянутых включений и выключений, избегайте длительного удерживания педали сцепления в нажатом положении, не используйте его для торможения и этот небольшой, но важный и незаменимый механизм многократно отблагодарит вас своей долгой и верной службой!
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!