Чтобы тормозная система автомобиля служила долго, надежно и без неприятных сюрпризов, за ней необходимо ухаживать. В том числе и прокачивать тормоза.
Прокачка тормозной системы с ABS и электронными системами активации возможна только в условиях автосервиса, а прокачивание системы с гидроаккумулятором и гидромодулем, выполненными в виде отдельных узлов, требует наличие сканера, считывающего информацию с блока управления ABS.
Такое оборудование имеется только на станциях технического обслуживания, а в домашних, вернее, в гаражных условиях доступным является прокачивание только тормозной системы без ABS.
Честно говоря, можно самому прокачать тормоза с ABS, в которых гидромодуль и гидроаккумулятор находятся в одном блоке, отключив антиблокировочную систему, но, в силу сложности проводимых манипуляций, советуем доверить прокачку такой тормозной системы специалистам из сервиса.
Для чего нужна прокачка тормозов
В силу ряда причин (неисправности отдельных деталей тормозной системы, замены тормозной жидкости или ремонта тормозов) в гидравлике тормозов наряду с тормозной жидкостью содержится некоторое количество воздуха.
Поскольку вся работа тормозов построена на свойстве жидкости не изменять свой объем при физическом воздействии, а воздух, как известно, довольно неплохо сжимается, такое нежелательное соседство воздуха способно ослабить эффективность тормозной системы, а то и вовсе вывести ее из строя.
С целью полностью удалить из гидравлической системы тормозов весь воздух без остатка и выполняется их прокачивание.
Когда необходимо прокачивать тормоза
Прокачка тормозов, как правило, необходима один раз в два года или же после пробега автомобилем 50-60 тысяч километров. Обязательной является прокачка тормозной системы после ее ремонта и/или замены тормозной жидкости.
Также нужна прокачка тормозов при появлении в работе тормозной системы следующих симптомов:
— педаль тормоза стала «мягкой», излишне пружинящей;
— увеличение рабочего хода педали тормоза;
— периодические провалы этой же педали;
— увеличение тормозного пути;
— уход автомобиля в сторону от направления движения при торможении.
Последовательность прокачивания тормозов
При прокачивании тормозной системы неукоснительно придерживайтесь порядка прокачивания, при котором сначала прокачиваются тормоза в самом отдаленном от главного тормозного цилиндра колесе, а затем в колесах, в порядке уменьшения их расстояния от ГТЦ.
Так, например, для классики со стандартной схемой тормозных контуров последовательность прокачки будет следующей: правое заднее колесо, левое заднее колесо, правое переднее колесо и затем левое переднее колесо.
В случае диагонального контура тормозной системы необходимо начинать с правого заднего колеса, перейти к левому переднему, затем прокачать левое заднее и завершить процедуру прокачкой правого переднего колеса.
В любом случае, обязательно ознакомьтесь с последовательностью прокачивания тормозов, изложенной в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля!
Прокачка тормозов
Наполните бачок тормозной жидкостью до максимального уровня. Подвесьте колесо, открутите и снимите его.
Очистив от грязи выпускной штуцер тормозного механизма, снимите с него защитный колпачок. Наденьте на штуцер пластиковую, капроновую или резиновую трубку, второй конец которой опустите на дно банки с налитой в нее тормозной жидкостью так, чтобы конец трубки был погружен в жидкость на дне банки.
Помощник с интервалом в 1 секунду должен выполнить 3-4 энергичных качка педалью, продолжая удерживать ее в нажатом положении после последнего качка.
Отверните выпускной штуцер приблизительно на 1/2 оборота. Из трубки кроме потока тормозной жидкости будут выходить пузырьки воздуха. После того, как жидкость перестанет поступать из трубки, заверните обратно штуцер, помощник же должен отпустить педаль тормоза.
Долейте в бачок тормозную жидкость, помощник сделает 3-4 резких качка и зафиксирует педаль в нажатом положении. Отверните штуцер, выпустив порцию жидкости с воздухом. Заверните штуцер, а помощник пусть отпускает педаль тормоза.
Повторяйте процедуру прокачивания до тех пор, пока из трубки не станет поступать исключительно одна, без малейших пузырьков воздуха, тормозная жидкость.
Снимите со штуцера трубку и оденьте на него колпачок. Насадив колесо на направляющие шпильки диска, надежно зафиксируйте его болтами. Переходите к следующему колесу.
Избавившись от попавшего в тормозную систему воздуха, вы сделаете ее работу надежной и безотказной, а управление автомобилем — безопасным и предсказуемым.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!