Обязательно ли заливать в бак бензин, рекомендованный заводом-изготовителем или можно экспериментировать с понижением или повышением октанового числа топлива?
Октановое число бензина
Октановое число характеризует способность бензина противостоять самовоспламенению во время сжатия в камере сгорания автомобильного двигателя.
Чем выше октановое число, тем выше устойчивость бензина к самовозгоранию.
Октановое число определяется подбором смеси эталонных углеводородов: н-гептана с октановым числом равным нулю и изооктана, у которого этот показатель составляет 100.
Это означает, что устойчивость 92-го бензина к самовозгоранию такая же, как и у смеси, состоящей из 92% изооктана и 8% н-гептана.
Бензин с более высоким октановым числом способен выдержать в камере сгорания более высокое давление без самовозгорания, а значит будет воспламеняться, как и положено, от искры свечи зажигания, а не из-за стремительного увеличения его температуры во время такта сжатия.
Бензин, полученный в процессе прямой перегонки нефти, имеет октановое число в пределах от 42 до 58, что является крайне низким показателем устойчивости топлива к самовозгоранию.
Немного лучше обстоят дела при получении бензина методом каталитического крекинга — октановое число такого топлива достигает значения в 80 единиц.
Полноценный бензин с высоким октановым числом получают методом каталитического риформинга. Процесс этот сложный и сопряжен с высокими затратами, а потому цена конечного продукта в несколько раз выше, чем у топлива, полученного по классическим технологиям.
Именно поэтому наиболее распространенным способом увеличить октановое число бензина является добавление к нему специальных присадок
Присадки в бензин и их виды
Металлосодержащие присадки заставляют работать бензин на все 100%. Они являются наиболее эффективными, но в то же время и самыми вредными. Бензин, изготовленный с их добавлением, называют этилированным.
Пример этилированного бензина – существовавшая в советские времена марка бензина АИ-93.
Тетраэтилсвинец, на основе которых они сделаны, при сгорании топлива превращается в газообразный свинец. Оседая в легких человека, он провоцирует возникновение ряда опасных заболеваний, в том числе и онкологических.
В настоящее время металлосодержащие бензиновые присадки запрещены во всем мире.
Более безопасными являются присадки на основе никеля, марганца и ферроцена, но наиболее распространены присадки из монометиланилина. Их смешивают непосредственно с бензином, доводя его октановое число до нужного значения.
Есть у них и недостатки – они засоряют катализаторы и датчики, образуют налет на свечах и поршнях.
Самые совершенные и экологически безопасные – присадки на основе спиртов и эфиров.
Из-за того, что их октановое число редко превышает 120 пунктов, их содержание в бензине должно составлять от 10 до 20%.
На практике это значение ограничивают до 15%, поскольку при высокой концентрации эфиров и спиртов, бензин разъедает резиновые и пластиковые детали мотора.
Какому бензину отдать предпочтение
Производители топлива позиционируют 98-ой бензин, как топливо для форсированных и турбированных двигателей. Что произойдет, если обычный атмосферный двигатель вместо 92-го или 95-го бензина заправить топливом марки 98?
Поскольку октановое число 98-го бензина выше, он более устойчив к детонациям, следовательно, сгорает медленнее. Воспламенившийся в камере сгорания бензин еще будет продолжать свое горение, а в работу уже включится система выпуска газов.
Порция газов высокой температуры устремится к выпускному коллектору через открытые клапаны, от чего последние будут раскалятся и довольно скоро выгорят.
Такая неисправность не грозит двигателям с автоматическим опережением зажигания, у которых процесс открытия и закрытия клапанов изменяется в зависимости от октанового числа залитого топлива.
Более того, в сервисных книжках автомобилей с такими моторами прямо указан допустимый разброс октанового числа бензина.
Что будет с двигателем автомобиля, если вместо рекомендованного 95-го бензина использовать топливо марки 92? Как известно, чем ниже октановое число бензина, тем выше температура, при которой он сгорает.
Температурный режим двигателя повысится и в случае, если система охлаждения окажется неспособной поддерживать заданную производителем температуру, мотор будет перегреваться, а возросший расход топлива сведет на нет экономию средств за счет разницы в цене этих бензинов.
Если же двигатель рассчитан на топливо марки 92 и выше, можете спокойно заправлять его 95-ым бензином. Приемистость и тяга увеличатся, а расход топлива, наоборот, снизится.
Многие водители для уменьшения расходов на топливо готовят своеобразный коктейль, смешивая в баке 92-ой бензин с 95-ым. И совершенно напрасно.
Эти бензины не только имеют разную плотность, но и практически не смешиваются, а потому бензин марки 92 осядет на дно бензобака, а в его верхней части будет плескаться 95-ый. Сначала двигатель сожжет 92-ой бензин и лишь после этого станет работать на 95-ом.
Что имеем в итоге? 98-ой бензин используйте только для турбированных моторов. Автомобиль с двигателем, рассчитанным на 95-ый бензин и выше, заправляйте строго по инструкции из сервисной книжки.
Моторы же рассчитанные на 92-ой и выше, можно питать бензином марки 95.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!