Приходилось ли вам когда-нибудь снимать тормозной барабан? При всей кажущейся простоте этой операции, во время процедуры демонтажа иногда приходится попотеть.
Барабанный тормоз
В сравнении с тормозной дисковой системой конструкция барабанного тормоза кажется сложной и архаичной.
По эффективности работы тормоза барабанного типа тоже заметно уступают своим дисковым собратьям.
Несмотря на это, барабанные тормоза используются до сих пор, в основном на задних осях автомобилей.
Объяснение тому простое – колодки в барабанной системе тормозов защищены от попадания на них грязи и воды, а потому являются более надежными при эксплуатации автомобиля в сложных погодных условиях.
Как и всякий механизм, барабанная система тормозов нуждается в периодическом обслуживании, а оно сопряжено с необходимостью снятия тормозного барабана.
Наличие бортика вследствие износа тормозного барабана в компании с неисправным тормозным цилиндром или растянутыми пружинами, не возвращающими колодки в исходное положение, прилипание барабана к ступице из-за образовавшейся ржавчины – эти факторы способны превратить демонтаж тормозного барабана в долгое и трудоемкое занятие.
Подготовка к демонтажу
Порядок подготовки автомобиля к снятию тормозного барабана одинаков и не зависит от способа его демонтажа.
Ослабив затяжку колесных болтов, поднимите домкратом нужную сторону машины, установите подпорки и противооткатные башмаки.
Выкрутив колесные болты, снимите колесо. Выкрутите шпильки или болты, крепящие тормозной барабан к ступице.
Использование съемника
Процедура демонтажа тормозного барабана при наличии специального съемника обычно не вызывает трудностей.
Одев съемник на тормозной барабан, установите его по центру, ориентируясь на выступающий поясок полуоси.
Сдвиньте захваты съемника к центру, охватив ими закраину барабана.
Закрепите захваты фиксирующими болтами. Поворачивая винт, упирающийся в полуось, снимите тормозной барабан.
Сбивание тормозного барабана молотком
Установив деревянный брусок торцом в закраину тормозного барабана с его тыльной стороны, нанесите по бруску несколько несильных ударов молотком.
Сместив брусок на несколько сантиметров в сторону по линии закраины, произведите еще несколько ударов инструментом.
Простучите тормозной барабан по всей его окружности. Если желаемого эффекта процедура не дала, и барабан остался неподвижно сидящим на ступице, силу ударов увеличьте и пройдитесь по всей линии закраины барабана.
Сбивая тормозной барабан, проявляйте осторожность, очень важно не переусердствовать и не раскрошить его, сделав непригодным к дальнейшей эксплуатации.
Важное замечание: перед тем как выбивать барабан на себя, нанесите по нем с его лицевой стороны несколько ударов, чтобы он слез с места прикипания.
Срывание барабана у заднеприводных автомобилей
Сев за руль автомобиля, запустите двигатель и включите третью передачу. Подвешенная сторона задней оси начнет вращаться вместе с прикипевшим к ней барабаном.
Увеличив обороты примерно до 2 тысяч, резко нажмите на педаль тормоза. Если, несмотря на проделанные манипуляции, барабан остался на ступице, повторите процедуру, увеличив скорость вращения двигателя до 3000 оборотов в минуту и выполняя более интенсивное нажатие на педаль тормоза.
В идеале тормозной барабан останется на месте, но станет проворачиваться относительно полуоси, гораздо хуже, если он соскочит с нее и покатится в непредсказуемом направлении.
Описанный способ нельзя применять в случае неисправности тормозного цилиндра. Он будет бесполезным на автомобилях, у которых колеса крепятся не винтами, а гайками на шпильках, насквозь проходящих через барабан.
Полезные советы
Перед началом работ по демонтажу нанесите на центрирующий поясок тормозную жидкость или проникающую смазку WD 40.
Облегчить процедуру снятия тормозного барабана можно, предварительно прогрев барабан строительным феном, паяльной лампой или кипятком.
От нагревания барабан расширится на сотые доли миллиметра, но их будет достаточно, чтобы он сошел с посадочного места ступицы.
В случае, когда снять барабан мешают разошедшиеся в стороны колодки, свести их к центру ступицы можно через отверстие от колесного болта, провернув узкой отверткой вверх шестеренку самоподвода тормозных колодок. Эта процедура требует навыков и знания устройства тормозного механизма.
Довольно часто процедуру демонтажа барабана упрощает предварительное ослабление троса ручного тормоза.
Чтобы в следующий раз снятие тормозного барабана не превратилось в пытку, перед его установкой слегка пройдитесь напильником по граням центровочного отверстия барабана, а затем смажьте этот участок графитовой смазкой.
И не поленитесь, снимите напильником буртик, образовавшийся вследствие выработки на внутренней стороне тормозного барабана.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!