Преодолевая на высокой скорости различные водные преграды, необходимо быть готовым к потере автомобилем управляемости из-за возникшего эффекта аквапланирования.
Аквапланирование
Во время движения автомобиля по мокрой дороге, между протекторами его колес и дорожным покрытием образуется водяная пленка.
Некоторое время шины успешно справляются с задачей освобождения от воды зоны контакта колес с дорогой. Вода при этом как вытесняется в стороны через ламели протекторов, так и выталкивается вперед по ходу движения.
С увеличением скорости движения машины количество воды, вытесняемой колесом перед собой, будет увеличиваться, создавая перед ним водяной клин. Увеличивающийся в размерах водяной клин в конце-концов поднимет шину, оторвав ее от поверхности дороги.
Возникнет эффект аквапланирования или, как говорят профессионалы, автомобиль «поплывет»
Действия при появлении водной преграды
Увидев впереди себя приличных размеров лужу или снежную кашу — кучу снега пропитанного водой, первое, что необходимо сделать – уменьшить скорость движения автомобиля до минимально возможного значения.
Следующий шаг – включение механизма стеклоочистителя на максимальный режим работы.
Поскольку преодоление водных преград неизбежно сопряжено с попаданием воды на лобовое стекло, заранее побеспокойтесь об обеспечении себе достаточного уровня обзора.
Колеса машины выровняйте, а рулевое колесо – надежно зафиксируйте, обхватив его пальцами рук, расположенных в позиции 10-2 или 15-3.
Чтобы силой удара колес о воду руль не вырвало из водительских рук, их локти должны быть разведены в стороны, кисти крепко сжаты, мышцы туловища – напряжены.
Входя в лужу, педаль тормоза плавно отпустите.
Начало аквапланирования
У машин с разными типами привода аквапланирование происходит по-разному.
У переднеприводного автомобиля аквапланирование начинается с задней «пассивной» оси, передняя в это время еще позволяет удерживать контакт колес с дорогой за счет передаваемого к ним усилия от двигателя.
Обстановка будет благополучной даже в случае, если вы на скользкой дороге увеличите скорость движения. Незначительный же сброс газа или легкое торможение в этом случае оторвут шины передних колес от дорожной поверхности и машина станет неуправляемой.
Заднеприводный автомобиль сигнализирует о начале аквапланирования уменьшением сопротивления хода руля и отсутствием у него реакции на дорогу.
Это — свидетельство того, что передние колеса уже скользят по воде и для возникновения полного эффекта планирования достаточно незначительного повышения скорости или увеличения глубины лужи.
Проезд водной преграды
Часто во время проезда лужи, вслед за аквапланированием происходит занос передней или задней оси автомобиля. Водитель, стараясь выровнять автомобиль, поворачивает руль в сторону заноса.
Из-за отсутствия реакции, стабилизации положения машины при этом не происходит. Зато после того, как передние колеса автомобиля обретут надежное сцепление с дорожным полотном, машина отреагирует на их повернутое положение повторным заносом, но уже в другую сторону.
Поэтому, проезжая глубокую лужу, сохраняйте прямое положение колес автомобиля, исключив любые повороты рулевым колесом и сопряженные с ним маневры до тех пор, пока машина полностью не преодолеет водное препятствие.
Следите за состоянием протекторов шин вашего автомобиля, поскольку от глубины их рисунка напрямую зависит способность колес отводить воду.
Отлично противостоят аквапланированию шины с центральной продольной глубокой канавкой. Ни в чем не уступают им и шины с рисунком протектора в виде елочки.
На возникновение эффекта аквапланирования влияет и скорость движения автомобиля. Многочисленными экспериментами доказано, что машина начинает «плыть» при скорости от 80 до 100 км/ч.
В случае мокрого дорожного покрытия сбавьте скорость, то же самое сделайте, собираясь проехать глубокую или габаритную лужу.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!