Споры о том, какая коробка передач лучше: механическая или автоматическая, ведутся с момента изобретения последней. Рассмотрим их достоинства и недостатки.
Стоимость
Стоимость автоматической коробки переключения передач значительно выше, чем у ее механической родственницы. Объясняется это ее более сложной конструкцией.
Если в упрощенном виде механика представляет из себя два вала с насаженными на них зубчатыми колесами, то в случае с автоматом имеем целую систему шестеренок, с отдельным многодисковым сцеплением для каждой передачи, плюс электронная система управления.
В обслуживании автомат тоже обходится дороже, чем механика. Само масло для автоматической коробки дороже, поскольку выполняет функции не только смазывания, но и передачи крутящего момента. Да и менять его нужно значительно чаще, нежели масло для механической коробки.
Что касается ремонта, здесь опять же автомат обойдется дороже механики, хотя в случае серьезной поломки или капитального ремонта, стоимость ремонтных работ для обеих видов коробок передач будет приблизительно одинаковой.
Надежность
По части надежности показатели обеих видов коробок передач примерно равны. У механики число деталей меньше, нежели у автоматики, следовательно и вероятность выхода из строя одной из них ниже.
С другой стороны, у автоматической коробки очень мало деталей, подверженных активному износу, в то время, как у механической коробки их значительно больше.
Динамика разгона и КПД
Разгоняться автомобиль с механической будет быстрее за счет более быстрого переключения передач в ручном режиме, хотя последние разработки автомобильных конструкторов довели время, необходимое на переход к следующей передаче, до сотых долей секунды.
Коэффициент полезного действия автоматики ниже, чем у механики, а следовательно расход топлива будет выше. Но это применимо только к городским условиям езды с постоянными ускорениями, замедлениями и сопровождающими их переключениями передач. В условиях езды по автомагистрали и КПД, и расход топлива обеих коробок — одинаковый.
Дорожные условия
Автоматическая коробка является безусловным фаворитом в условиях города, избавляющая водителя от необходимости постоянно и непрерывно переключаться с одной передачи на другую, с сопутствующей ей непрестанной работой сцеплением.
А в изматывающих километровых автомобильных пробках автомат попросту спасает водителя от бесконечных и однообразных манипуляций с рычагом КПП и педалью сцепления.
Однако в сложных дорожных условиях, при езде по грязи, глубокому снегу или снежным сугробам автомобиль с коробкой-автоматом становится беспомощным, если, конечно, она не оборудована вспомогательной системой, позволяющей пробуксовку.
Выехать из дорожной «ловушки», используя «раскачивание» (попеременное включение первой и задней передачи), он также не сможет. Завести с буксира или «толкача» машину с коробкой-автоматом тоже не удастся.
Зато машина с механикой в условиях плохой дороги способна показывать чудеса проходимости, используя различные режимы работы двигателя, сцепления и коробки передач.
Подведение итогов
Если большую часть времени ваш автомобиль проводит на загородных дорогах, в условиях бездорожья, а вы – профессиональный водитель, автогонщик или просто любитель быстрой езды и экстремал, механическая коробка передач удовлетворит все ваши требования и запросы.
Если же вы – жертва урбанизации, часами простаиваете в пробках, с асфальта на грунтовку практически не съезжаете, любите ездить плавно и размеренно, ваш выбор – автоматическая КПП.
Независимо от того, механика или автомат стоят на вашей машине, пусть она служит вам верой и правдой!
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!