От правильности выбора ламп для фар будет зависеть комфорт и безопасность управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Лампы накаливания
История ламп ламп для автомобильных фар начиналась с обычных ламп накаливания.
Впрочем, почему история? Они до сих пор стоят в фарах старых подержанных автомобилей, особенно отечественного автопрома.
Являясь уменьшенным аналогом обычных бытовых ламп накаливания, они имеют невысокий коэффициент полезного действия, поскольку примерно 90% энергии раскаленной вольфрамовой нити выделяется в виде теплового излучения и лишь 10% идет на выделение света.
Вольфрам, испаряясь с нити накаливания во время работы лампы, оседает на стекле ее колбы, из-за чего со временем колба становится темной и тусклой, пропуская меньшее количество света наружу.
А еще лампы накаливания, вернее, их вольфрамовые нити, несмотря на постоянное совершенствование их конструкции, очень чувствительны к тряске, толчкам и вибрациям, поэтому срок их службы очень редко дотягивает до 1000 часов.
Единственным преимуществом классических автомобильных ламп накаливания является их невысокая стоимость по сравнению со своими более продвинутыми сородичами.
Галогенные лампы
Обычные лампы накаливания, постоянно совершенствуясь, создали новый класс ламп – галогенные. Нить накаливания, как и у предшественников, осталась вольфрамовой, а внутренняя часть колбы заполнена парами галогенидов йода или брома.
Благодаря этому большая часть испаряющихся под воздействием высокой температуры атомов вольфрама возвращаются на нить накаливания, повышая рабочую температуру спирали и силу света лампы.
Поскольку галогенные лампы в процессе работы сильно нагреваются, обычно они состоят из двух колб, что позволяет убить сразу двух зайцев – снизить температуру внешней части лампы и заметно повысить эффективность галогенного цикла восстановления вольфрамовой нити накаливания.
На колбы IRC-галогенных ламп наносится специальное покрытие, задерживающее и отражающее обратно к спирали тепловое инфракрасное излучение, заметно увеличивая этим производительность лампы. КПД галогенок составляет около 60%.
Галогенные лампы дороже обычных ламп накаливания примерно вдесятеро, зато они они отдают света почти вдвое больше, а срок их службы достигает 2000 часов.
Колбы ламп очень чувствительны к влаге и загрязнениям в виде отпечатков пальцев рук. Частицы жира, оставшиеся на поверхности колбы от контакта голых рук, быстро сгорают и оставляют на стекле черные пятна, из-за которых происходит повышение температуры локальных участков колбы, заканчивающееся ее разрушением.
Именно поэтому брать руками галогенную лампу можно только через чистую салфетку или защитив руки чистыми перчатками.
Ксеноновые лампы
Говоря о ксеноновых лампах, следует различать псевдоксенон и ксенон. Первые представляют собой аналог галогенных ламп, вторые являются новым поколением источников света, о которых далее и пойдет речь.
Ксеноновая лампа – это газоразрядная колба, заполненная парами ртути и ксенона, внутри которой помещены два электрода.
При подаче на электроды высокого напряжения, между ними возникает сильное электромагнитное поле, происходит ионизация частиц газа и между электродами возникает электрическая дуга, излучающая мощный поток света.
Главное преимущество ксеноновых ламп – высокая светоотдача и низкое энергопотребление. Яркость и энергоэффективность таких источников света в несколько раз превышает аналогичные показатели галогенных ламп, а коэффициент полезного действия достигает 90%.
Излучение ксенона очень близко к дневному свету, а потому не вызывает усталости глаз водителя.
Неоспоримым превосходством ксеноновых ламп над остальными является их свойство «пробиваться» сквозь туман, метель или стену дождя благодаря тому, что глаза водителя не воспринимают отражаемую от снежинок и капель воды часть спектра их излучения.
Такие лампы надежны и долговечны, заявленный срок службы ксенона составляет не менее 3000 часов. Широкое их распространение сдерживается ощутимо высокой ценой.
Следует знать, что при замене галогенной лампы на ксеноновую, без замены оптики, отражателей и рассеивателей фар, распределение светового потока ксеноновой лампы в галогенной фаре будет неправильным.
Определенный выигрыш в качестве освещения для владельца такой машины появится, но он будет несоизмеримо мал в сравнении с тем вредом, который такой источник света будет нести водителям встречных машин, раздражая их слепящим светом.
Настоящий цвет луча света ксеноновой лампы – белый. Синеватый оттенок источника света, который многие ошибочно считают главным отличием ксенона от прочих ламп, является следствием образования в процессе эксплуатации ксеноновой лампы на внутренней поверхности ее колбы синей окалины.
Поэтому синий окрас лучей от фар автомобиля указывает на длительный срок эксплуатации ксеноновых ламп или на использование в качестве источника света обычных галогенных ламп с колбой, окрашенной в синий цвет «под ксенон».
Освещенных вам дорог! Ни гвоздя, ни жезла!