О преимуществах и недостатках инжекторных и карбюраторных систем подачи топлива в последнее время не говорят только ленивые. Вставим свои пять копеек и мы.
Принципы работы карбюратора и инжектора
И карбюратор, и инжектор в бензиновых двигателях выполняют одну и ту же задачу – подают топливо в камеру сгорания, однако делают это они по-разному.
Бензин из поплавковой камеры карбюратора поступает по жиклерам в распылитель, размещенный в нижней части диффузора, туда же поступает и воздух.
В камере сгорания вследствие опустившегося в первом такте вниз поршня происходит понижение давления воздуха. Именно за счет этого разрежения топливо и воздух попадают (в буквальном смысле слова всасываются) в камеру сгорания, по пути смешиваясь и распыляясь.
Совсем иной способ подачи топлива у инжекторных двигателей. В форсунках, соединенных топливной рампой, бензин находится под давлением, создаваемым электрическим топливным насосом.
Контроллер топливной системы, анализируя показания множества датчиков (положения коленчатого вала и частоты его вращения, скорости автомобиля, температуры двигателя, расхода воздуха и многих других) рассчитывает пропорцию топливной смеси и необходимое количество топлива.
Затем он отсылает команду на открытие и закрытие конкретной форсунки и подает искру к нужному цилиндру.
Преимущества и недостатки карбюратора
Основное преимущество карбюратора – простота обслуживания и ремонта, по сравнению с инжекторной системой подачи топлива.
Для того, чтобы привести карбюратор в надлежащее состояние, не требуется сложное и дорогостоящее диагностическое оборудование, достаточно «прямых рук» и знания его устройства.
Кроме того, стоимость карбюратора значительно ниже, чем инжектора. Следовательно, гораздо дешевле обойдется и его ремонт.
Карбюраторные системы подачи топлива нетребовательны к качеству бензина, вернее, к его октановому числу.
Двигатель с карбюратором худо-бедно, но будет работать даже на бензине марки А-76, а в случае выхода из строя одной из его систем на такой машине с горем пополам можно добраться до пункта автосервиса или хотя бы до дороги с оживленным движением.
Из недостатков карбюратора следует выделить его сравнительно невысокую надежность и низкую экономичность. Чувствителен карбюратор и к перепадам температур: в сильные морозы он замерзает, в летнюю жару – перегревается.
К тому же 10% мощности карбюраторного двигателя расходуется на засасывание воздушно-топливной смеси во впускной коллектор.
Чем хорош инжектор
Инжекторные двигатели потребляют топлива на 30-40% меньше, чем карбюраторные. Это достигается за счет использования электронной системы расчета качества горючей смеси и ее дозировки.
Отсутствие необходимости принудительной (за счет создания разрежения) подачи топлива в камеру сгорания, улучшенное наполнение цилиндров воздушно-топливной смесью и более совершенная геометрия впускного коллектора дают выигрыш в мощности в пределах 10%.
Выброс инжекторными двигателями в атмосферу вредных веществ примерно наполовину меньше, чем у двигателей с карбюраторами.
Инжекторные системы подачи топлива редко выходят из строя, а двигатели, оснащенные ими, легко заводятся при минусовых температурах воздуха, не требуя при этом длительного прогревания.
Так что же, у инжекторов совсем нет недостатков? Есть, но их немного и назвать их недостатками можно весьма условно.
Инжекторные двигатели весьма требовательны к качеству топлива, а в случае выхода инжекторной системы из строя, для ее ремонта потребуется квалифицированный персонал и специальное диагностическое оборудование.
Неприятным является и тот факт, что узлы инжекторной системы подачи топлива имеют низкую ремонтопригодность и довольно высокую стоимость.
Что выбрать?
Выбор между карбюратором и инжектором зависит от того, насколько далеко вы расположены от очагов цивилизации.
Если вы — житель мегаполиса или более-менее крупного города с разветвленными сетями пунктов автосервиса и АЗС с качественным бензином, катайтесь на машине с инжекторным двигателем, получая удовольствие от его динамики и экономя на бензине за счет его небольшого расхода.
Если же большую часть времени приходится двигаться вдали от райцентров и крупных населенных пунктов, остановите свой выбор на машине с карбюраторной системной подачи топлива.
Она будет лояльно относиться к качеству бензина, а в случае неполадок с карбюратором, вы при желании устраните неисправность карбюратора, что называется, в чистом поле и под открытым небом.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!