То, насколько уверенно и устойчиво будет держаться ваш автомобиль на заснеженной и обледенелой зимней дороге, во многом зависит от правильного выбора зимних шин.
В ежегодной суматохе, возникающей после первых морозов или выпавшего по-настоящему зимнего снега, в очередях к пунктам шиномонтажа очень важно не упустить из виду основные моменты выбора и эксплуатации зимних шин.
Шипованные шины
Обеспечивают надежное сцепление автомобиля с дорогой в условиях, когда проезжая часть покрыта слоем льда или укатанного снега.
Именно шипованные шины способны обеспечить максимальный коэффициент сцепления с дорогой, нешипованные же при таких же дорожных условиях будут пробуксовывать.
Можно приобрести готовые шипованные шины, а можно выполнить ошиповку обычных зимних шин. При этом следует учитывать, что далеко не каждая зимняя резина в силу особенностей своей конструкции годится для ошиповки.
У шины с шипами, расположенными в хаотическом порядке, коэффициент сцепления с дорогой будет значительно выше, чем у такой же резины с шипами, выстроенными в одну линию.
Шипы, имеющие квадратное поперечное сечение, обеспечат более надежное сцепление, нежели шипы с сечением в виде круга.
Нешипованные шины
Являются оптимальном вариантом при езде в условиях города, когда снег на дорогах либо напрочь отсутствует, либо имеется в незначительном количестве. Шипованные шины при торможении или разгоне в таких условиях будут попросту проскальзывать.
Шипы на таких шинах при езде по асфальту будут быстро изнашиваться, создавая при этом довольно ощутимый шум.
Пятно контакта шипованного колеса с дорогой будет значительно меньше, чем у колеса с нешипованной резиной, следовательно меньшим будет и его коэффициент сцепления с дорожным покрытием. Поэтому управление автомобилем с шипованными шинами при езде по «голому» асфальту будет заметно затруднено.
Рисунок протектора
Как показали многолетние испытания, наиболее эффективными являются зимние шины с асимметричным рисунком протектора, когда наружная часть колеса имеет рисунок протектора наилучшим образом подходящий для езды по чистому асфальту, а на внутренней части протектора нанесен рисунок, предназначенный для движения по снегу.
При езде по мокрому снегу лучше других зарекомендовали себя шины с направленным рисунком протектора в виде «елочки». Благодаря такому строению протектора мокрый снег и вода достаточно эффективно выводятся из под колеса.
Размер и жесткость
С размером зимним шин, как впрочем и летних, не стоит мудрить – устанавливайте их такого же типоразмера, какой указан производителем в техническом паспорте автомобиля.
Не обувайте машину в резину большей ширины: пятно контакта колеса с дорогой от этого увеличится, но нагрузка на шины распределится неравномерно, из-за чего коэффициент сцепления шин с дорогой заметно уменьшится.
Если паспортный размер резины подобрать не представляется возможным, компромиссным вариантом будет выбор шин с меньшей шириной, но с большей высотой профиля.
Для эксплуатации автомобиля в условиях гололеда или снега лучше подойдут мягкие зимние шины, которые будут как бы «прилипать» к скользкому дорожному покрытию, обеспечивая необходимое сцепление с дорогой.
В случае же езды по чистому асфальтовому покрытию предпочтительнее использовать зимние шины с более жесткой резиной, поскольку мягкие шины, хоть и будут обеспечивать надежный контакт с дорогой, все же достаточно быстро износятся и, когда глубина протектора станет меньше 4 мм, станут непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Когда переходить на зимнюю резину
«Переобувать» автомобиль следует в период, когда средняя температура воздуха опустится до 70 С, не дожидаясь морозов, выпадания снега и образования льда на дорожном покрытии.
Большая часть дорожно-транспортных происшествий, случившихся в такой переходной период происходят по вине автомобилей, хозяева которых попросту не успели вовремя сменить летнюю резину на зимнюю.
Эксплуатация
Все шины требуют бережного к себе отношения в первые сотни километров пробега, и зимние – не исключение. Плавные трогания, мягкие вхождения в поворот, отсутствие резких торможений – именно таким должен быть ваш стиль езды на начальном этапе эксплуатации новой зимней резины.
Пусть зимние шины служат вам верой и правдой! Ни гвоздя вам, ни жезла!