В условиях скользкой после дождя или обледенелой зимней дороги быстро остановить автомобиль можно лишь при условии грамотного выполнения экстренного торможения.
Основная опасность, грозящая при экстренном торможении – полная блокировка колес, чреватая потерей управления автомобилем.
От этой неприятности застрахованы водители, тормозная система чьих автомобилей оборудована антиблокировочной системой, отслеживающей скорость вращения каждого колеса машины и посылающей тормозным механизмам управляющие команды.
Тем же автолюбителям, машины которых системой ABS не оснащены, предлагаем ознакомиться с техникой экстренного торможения, позволяющей избежать блокировки колес, сохранив устойчивость и управляемость автомобиля во время маневра.
Приемы торможения и техника их выполнения
Торможение с постоянным усилием нажатия на педаль тормоза является самым простым и в то же время самым опасным приемом торможения при движении по скользкому дорожному покрытию.
В большинстве случае заканчивается блокировкой колес и заносом задней или смещением передней оси автомобиля в сторону от направления движения. За ними следует разворачивание автомобиля, а в более сложных случаях – его опрокидывание.
Прерывистое торможение выполняется воздействием на педаль тормоза до момента начала блокировки колес. Чтобы лучше чувствовать начало блокирования колес и последующую за ней кратковременную потерю управляемости автомобилем, нужно сидеть, плотно прижавшись спиной к спинке водительского сидения.
Говорить о необходимости быть пристегнутым ремнем безопасности нет необходимости – это действие каждый водитель просто обязан выполнить перед началом движения.
В момент, когда по поведению автомобиля вы определите, что его колеса заблокированы, а сама машина движется юзом, необходимо немедленно отпустить педаль тормоза. После разблокировки колес нажатие на педаль повторяется.
Ступенчатый прием торможения отличается от прерывистого тем, что усилие на педаль тормоза не прекращается полностью, а лишь немного уменьшается, чтобы чуть позже приложить к педали тормоза еще большее усилие.
Прием ступенчатого торможения доступен водителям, способным мгновенно распознавать состояние блокировки колес. Профессиональные водители, выполняя прерывистое или ступенчатое торможение, способны за одну секунду прикладывать к педали тормоза до четырех контролируемых усилий.
Преимущество же обеих приемов (прерывистого и ступенчатого) заключается в том, что распределение веса автомобиля в процессе торможения происходит менее интенсивно, благодаря чему площадь пятна контакта шин с дорожным покрытием не уменьшается, следовательно устойчивость и управляемость автомобиля остаются прежними.
Еще один эффективный и безопасный прием экстренного торможения – комбинированный. Для его выполнения необходимо наличие достаточного места для торможения.
Выполняется следующим образом: одновременно с прерывистым или ступенчатым торможением, по мере уменьшения скорости движения, производится переключение с высшей передачи на низшую.
Перед переключением на более низкую передачу необходимо выполнить перегазовку, чтобы сравнять скорость вращения коленчатого вала двигателя со скоростью ведомого вала коробки передач, на автомобильном жаргоне это называется «не перекрутить двигатель».
В противном случае, увеличение крутящего момента колес одновременно с уменьшением скорости их вращения чревато потерей управляемости машины.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!