Составить план действий во время автомобильной аварии – задача трудновыполнимая, поэтому способы спасения в случае ДТП лучше продумать заблаговременно.
Лобовое столкновение
Столкновения автомобилей «лоб в лоб» чаще всего происходят из-за неумелого или небрежного выполнения маневра обгона одним из участников движения.
В результате машина, выполнявшая обгон, не успевает вернуться со встречной полосы и с приличной скоростью мчится навстречу потоку машин.
Огромная кинетическая энергия, которой обладают движущиеся автомобили, плюс разная направленность приложения моментов сил во время лобового столкновения машин оставляют очень мало шансов на благополучный исход как водителю, так и его пассажирам.
Если от столкновения уйти не получается, попытайтесь перевести его в удар по касательной.Выполняя экстренное торможение и работая рулевым колесом измените направление движения своей машины с тем, чтобы уйти от встречного удара за счет съезда в кювет, столкновения с забором, столбом или деревом.
В случае столкновения с неподвижным предметом удар по нему всей плоскостью бампера является менее опасным, чем контакт одним из крыльев.
Пассажиру, сидящему на переднем сидении, перед аварией следует завалиться набок, закрыв голову руками, а ногами крепко уперевшись в пол.
Лучший выход для пассажиров, сидящих сзади – упасть на пол. Если в салоне имеется ребенок, накройте его собой, оберегая от травм.
Сам водитель должен до последнего момента управлять автомобилем, упершись руками в рулевое колесо и вдавив спину в сиденье.
Если скорость движения превышает 70 км/ч или водитель пренебрег ремнем безопасности, нужно плотно прижаться грудной клеткой к рулевому колесу.
Боковой удар
Удар в боковую часть кузова является самым распространенным и не менее травматичным, чем встречный удар «лоб в лоб».
Большое количество травм объясняется довольно просто: ремни безопасности эффективны при фронтальном ударе и наезде сзади, в случае же бокового удара реальной пользы от них нет, поскольку фиксации тела они не выполняют.
Очень часто при боковом ударе, кроме крыла страдают двери, прогибаясь внутрь салона и нанося увечья и травмы. Представляет опасность и боковое стекло, если оно не клеенное, а каленое.
При ударе автомобиля в бок крепко закройте глаза, согните руки в локтях и прижмите их к верхней части туловища в районе грудной клетки в положении крест-накрест, пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки.
Спину слегка согните, прижав подбородок к груди, ноги согните в коленях, ступни сведите вместе. Водителю рекомендуется крепко держаться руками за рулевое колесо.
Действия после аварии
Салон автомобиля после аварии нужно покинуть как можно скорее. Не следует при этом уповать на водителей проезжающих машин или дожидаться прибытия спасателей.
Вероятность возгорания автомобиля после дорожно-транспортного происшествия очень высока, поэтому, сориентировавшись со своим местонахождением в машине и положением самого автомобиля в пространстве, сразу же предпринимайте попытки самостоятельно выбраться из салона разбитой машины наружу.
Попытайтесь открыть двери, если их заклинило от удара – пробуйте опустить боковое стекло. Если стекло не опускается, решительно выбивайте или выдавливайте его, разбивайте при помощи огнетушителя и любых металлических предметов. Помните – нельзя терять ни секунды.
Выбравшись из машины самому, помогите сделать это пассажирам и, удалившись от нее на безопасное расстояние (на случай взрыва), окажите первую медицинскую помощь пассажирам и себе, вызовите к месту аварии патрульную машину полиции и, если в этом есть необходимость, скорую помощь и спасателей.
От аварии не застрахован никто, предугадать ее невозможно, но знать, что делать в случае дорожно-транспортного происшествия, каждый водитель просто обязан.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!