Случается, что сцепление отказывает во время поездки. Как быть в таком случае? Как доехать до гаража или ближайшей станции технического обслуживания?
Причины выхода сцепления из строя
Основными причинами преждевременного выхода из строя механизма сцепления являются вредные привычки некоторых водителей: не отпускать полностью педаль сцепления при начале движения, трогание с места на высоких оборотах двигателя, удерживание педали сцепления в нажатом положении в автомобильных пробках и у светофоров на перекрестках.
При таком стиле езды происходят неизбежные повреждения и износ накладок ведомого диска или даже его деформация, преждевременный износ шлицев ведомого диска, износ и последующая поломка выжимного подшипника, выход из строя демпферных пружин, ослабление или поломка диафрагменной пружины. Активно изнашиваются поверхности нажимного диска и маховика.
Не так часто, но причиной некорректной работы сцепления могут быть неисправности приводного троса и рычажной системы у механизмов с механическим приводом.
Попадание воздуха в гидравлическую систему, подтекание рабочей жидкости, неисправность рабочего цилиндра из-за повреждения манжеты и засорение трубок системы – такие неполадки могут вывести из строя сцепление с гидравлическим приводом.
Случается замасливание фрикционных прокладок ведомого диска. Как туда попадает масло? Ответ прост — через изношенные сальники двигателя или коробки передач.
В конце-концов механизм сцепления может выйти из строя вследствие естественного износа его деталей, особенно если использовались неоригинальные комплектующие сомнительного качества.
В большинстве случаев сцепление заблаговременно подает водителю тревожные сигналы о своем неудовлетворительном техническом состоянии: происходит его неполное включение или выключение, во время включения возникают ощутимые вибрации, а при выключении – неприятный посторонний шум или же автомобиль двигается рывками.
Если этими предупреждениями пренебречь, в обозримом будущем настанет момент, когда, несмотря на исправно работающий двигатель, машина не сможет сдвинуться с места, поскольку с запущенным мотором включить передачу будет попросту невозможно.
Единственное, на что остается уповать в таких случаях – эвакуатор или буксировочный трос. А если так случилось, что подмоги ждать неоткуда, а проезжающие машины попадаются не то, чтобы редко, а вообще отсутствуют?
В таком случае к оживленной трассе или сервисному центру придется добираться с неисправным сцеплением.
Трогание с места
Перед тем, как начать эксплуатировать машину в режиме, от которого автомобильные инженеры хватались бы за голову, необходимо предварительно прогреть двигатель.
Заглушив мотор, необходимо перевести рычаг переключения передач в положение соответствующее первой передаче. Худо-бедно, но у вас это получится.
Включив зажигание, следует повернуть ключ в замке дальше, для запуска в работу стартера. Если попытка запуска двигателя завершится успешно, автомобиль начнет движение, причем несколько первых секунд двигаться он будет рывками, покуда не наберет скорость.
Когда частота вращения двигателя сравняется с частотой вращения ведомого вала коробки передач, рывки прекратятся и автомобиль, хоть и медленно, но уверенно продолжит движение на первой передаче.
Переключение на высшую передачу и обратно
Ехать несколько километров на первой передаче – занятие скучное и утомительное. Обладая необходимыми навыками и знаниями, с неисправным сцеплением можно переключиться на вторую передачу или даже на третью.
Все, что для этого понадобится – увеличив обороты двигателя, немного разогнать автомобиль.
Далее, немного отпустив педаль газа, нужно перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение, а затем, полностью сбросив газ, перевести рычаг в направлении второй передачи и слегка нажать на него.
После того, как скорость вращения ведущего и ведомого валов коробки передач уравняются, рычаг без особых усилий займет положение, соответствующее второй передаче. Аналогичным образом можно переключиться и на третью скорость.
Переключение на низшую передачу выполняется несколько иначе. Сбросив газ, необходимо вытолкнуть рычаг КПП в нейтральное положение. Далее необходимо выполнить перегазовку – нажать на педаль газа, а затем отпустить ее.
Рычаг переключения передач нужно перевести в направлении низшей передачи и удерживать его в таком положении, слегка на него нажимая.
После уравнения скоростей вращения ведущего и ведомого валов коробки передач нужная передача включится без особых проблем.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!