Как выбрать коробку передач: преимущества и недостатки вариатора

plyusy-i-minusy-variatoraО вариаторах говорят много, одни их расхваливают, другие – ругают. Предлагаем вместе разобраться в преимуществах и недостатках автомобильных вариаторов.

Устройство и принцип работы вариатора

plyusy-i-minusy-variatora01Чтобы понять принцип работы этого механизма, необходимо рассмотреть устройство клиноременного вариатора. Он состоит из двух шкивов, соединенных клиновидным ремнем. Шкивы собраны из конических дисков, которые «умеют» сдвигаться и раздвигаться, изменяя тем самым диаметр шкивов.

Чтобы сдвинуть автомобиль с места, к его колесам необходимо приложить значительное усилие, при этом скорость вращения ведущих колес машины должна быть небольшой, а крутящий момент – максимальным. Все вышесказанное в полной мере относится к ведомому валу коробки передач, поскольку усилие к колесам автомобиля передается именно от него.

plyusy-i-minusy-variatora02После запуска двигателя и включения передачи, вращательное движение от его коленчатого вала посредством механизма сцепления или гидротрансформатора передается ведущему валу вариатора. В этот момент ведущий вал только начинает раскручиваться, расстояние между щеками шкива – максимальное, радиус шкива – минимальный. У ведомого диска все обстоит с точностью до наоборот: расстояние между щеками шкива – минимальное, а радиус шкива – максимально возможный. Ведомый вал будет обладать максимальным крутящим моментом и вращаться с небольшой скоростью.

Водитель продолжает нажимать на педаль акселератора, обороты двигателя растут и скорость вращения ведущего вала вариатора увеличивается. Щеки его шкива под воздействием центробежных сил сжимаются, выталкивая ремень в сторону, противоположную от его центра. Щеки ведомого шкива, наоборот, разжимаются, давая возможность ремню перемещаться ближе к центру.

Итак, с ростом оборотов двигателя и увеличением скорости вращения ведущего шкива, его диаметр увеличивается, а диаметр ведомого шкива уменьшается. В результате значение крутящего момента, передаваемого к ведомому диску (а значит, и к колесам) уменьшается, а скорость его вращения – увеличивается.

Помимо клиноременного вариатора существует вариатор тороидный: в нем изменение крутящего момента и передаточного числа между дисками происходит за счет изменения положения размещенных в них роликов.

Преимущества вариатора

plyusy-i-minusy-variatora03Из-за отсутствия жесткого соединения между двигателем и колесами, в машине с вариатором отсутствует момент расцепления при переключении передач, поэтому связь между двигателем и колесами существует постоянно, а тяга растет и уменьшается плавно, что весьма благоприятно сказывается на устойчивости и управляемости автомобиля, особенно в сложных погодных условиях гололеда или сильного дождя.

Автомобиль, оснащенный вариатором, обладает превосходной динамикой, в случае необходимости он способен быстро разогнаться и так же эффективно замедлить скорость своего движения. Он никогда не заглохнет на светофоре во время трогания, а на подъеме не покатится назад.

Благодаря бесконечному числу скоростей вариатора, двигатель такого автомобиля работает в оптимальном режиме с номинальной мощностью, экономя ресурсы своих механизмов и расходуя значительно меньшее количество топлива, чем такие же моторы с механической или автоматической коробками передач.

Уровень вредных веществ в выхлопных газах машины с вариатором значительно ниже, чем у аналогичных моделей с «механикой» или «автоматом», а уровень шума, издаваемого двигателем, ниже вдвое.

Недостатки

plyusy-i-minusy-variatora04Использование вариатора ограничено мощностью двигателя, на двигатели мощностью свыше 220 лошадиных сил эти устройства не устанавливают.

Ремонт вариатора – достаточно сложное и дорогое удовольствие. Каждая модель трансмиссии требует использования определенного вида трансмиссионного масла. Использование неподходящего вида масла способно привести к выходу вариатора из строя.

Для движения на автомобиле, оборудованном вариатором, придется внести коррективы в свою манеру езды: тронуться с места с прокручиванием колес уже не удастся, а для выполнения сложных маневров типа вызова заноса или скоростного выхода из поворота нажатие на педаль акселератора следует производить несколько раньше, чем на машинах с механической или автоматической коробкой переключения передач.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!



Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 3, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Загрузка...



Рекомендуем ознакомиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *